Как родители наказывают своего ребенка? Некоторые предпочитают карательные меры: шлепают малыша по попе, ставят в угол, ругают. Другие придерживаются философии лишений – отказывают в вечерних мультиках или в любви и общении. Когда взрослые пытаются поделить наказания на «хорошие» и «плохие», большинство из них склоняется к тому, что физические наказания – это очень плохо и что лучше малышу объявить бойкот.
Почему это происходит?
Чаще всего на вопрос: «Почему вы наказываете своего ребенка?» - родители отвечают «Воспитываю» или «Срываюсь». Причем, обычно такие срывы происходят именно в момент, когда вы чувствуете себя уставшей, обессилевшей или если у вас долго копилось раздражение на малыша. Когда же в переполненную чашу попадает последняя капля, ребенку достается шлепок или окрик.
Насколько это вредно? Если малышу уже исполнилось 2,5 года и если вы не злоупотребляете своей властью, не шлепаете его по каждому поводу и это наказание не слишком пугает его, то в некотором смысле оно может оказаться даже полезным. Дело в том, что в этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что делает что-то не то, но самостоятельно остановиться может не всегда. Наказание может быть полезным и в том случае, если ребенок решил проверить границы дозволенного и выяснить, до какого предела вы позволите ему дойти. Поскольку малыш еще плохо ориентируется в мире, родители должны показывать ему черту, переступать которую не стоит. Но если взрослые не решаются что-то запрещать ребенку или в чем-то ограничивать его, малыш будет добиваться их реакции любыми способами, выводя их из себя своим поведением.
Тем не менее, вне зависимости от того, наказываете вы ребенка или нет, помните: если он растет в семье, где соблюдаются взаимные договоренности и интересы, но при этом каждый чувствует себя свободным, малыш обязательно постарается сохранить этот стиль отношений, налаживая связи с другими людьми.
Как влиять на ребенка?
До тех пор, пока ребенку не исполнится 2-2,5 года, наказывать или ругать его почти бессмысленно, потому что единственный урок, который он может из этого вынести, что он плохой и его никто не любит. В то же время, когда малыш видит результат своей деятельности (например, порезанную клеенку), он до конца не осознает, как это произошло: то ли он что-то делал ножом, то ли нож набросился на скатерть, то ли клеенка порезалась сама. В этом возрасте вы можете научить ребенка управлять собой и окружающими его вещами только через разумные, ясные запреты и ограничения.
Ребенок 2,5-4 лет начинает осознавать свою отдельность от мира и вместе с этим к нему неизбежно приходит осознание авторства своих поступков. В этом же возрасте малыш понимает, что какие-то события и поступки радуют окружающих и считаются хорошими, а какие-то огорчают, раздражают и считаются плохими. Однако, несмотря на то, что понимание уже пришло, способность управлять своим поведение еще недостаточно сформировалось. Обычно на этом этапе жизни у детей появляется некий «заместитель», который творит все те ужасы, которые сводят родителей с ума. Именно это позволяет ребенку освободиться от чувства стыда, поскольку большую часть того, что происходит, совершает кто-то другой.
Постарайтесь поверить в то, что малыш не обманывает вас, утверждая, что это «нахулиганила белочка из леса». Дело в том, что он еще легко путает фантазию с реальностью. Ваша задача – понять, почему малыш так поступил. Расспросите его, порассуждайте вместе с ним или помогите исправить ситуацию. Кстати, если ребенок не боится вашего гнева или осуждения, то, скорее всего, охотно с вами поболтает… Также не забывайте о том, что в этом возрасте дети часто поступают наперекор родителям. И не потому, что не считаются с вами, просто им нужно почувствовать свою независимость, свои возможности и их границы. Если вы начнете их за это «преследовать», то начнете войну, в которой не будет победителей. Лучше постарайтесь превратить это в игру или отнеситесь как к досадной неприятности, которая со временем исчезнет.
Ребенку 4-6 лет все еще трудно контролировать свои поступки, хотя он почти всегда может их уже проанализировать. Но даже если он понимает, что чего-то делать не стоит, иногда у него не хватает сил сдержаться, и тогда, поступив неправильно, он начинает мучиться чувством вины. Ситуация осложняется еще и тем, что в этом возрасте малышу начинают открываться тонкости человеческих отношений и он обнаруживает, что однозначных «хорошо» или «плохо» не существует и очень многое зависит от ситуации. Так, например, он понимает, что обманывать нехорошо. Но при этом слышит, как вы уверяете бабушку, что все в порядке, а только что жаловались соседке на неприятности… Если вы хотите воспитать нормального ребенка, помогите ему адаптироваться в этом мире и постарайтесь объяснить, что, где, почему нельзя делать и соответственно, что, где, с кем можно и нужно.
После шести лет ребенок обретает возможность контролировать себя и останавливать свое «неправильное» поведение. Этот навык стоит поощрять и тренировать, постепенно передоверяя контроль за совершаемыми им поступками. Для этого договаривайтесь с ним, спрашивайте, готов ли он сам со всем справиться, и не торопитесь нагружать его слишком
Ругать или не ругать?
Когда вы видите, что малыш переживает по поводу совершенного, не стоит усугублять эти чувства. Лучше попробуйте поддержать его. Главное, чтобы он понял, что дело более-менее поправимо, что он человек, который может ошибиться и как в следующий раз постараться сделать по-другому. Осознав это, малыш быстрее научится относиться к себе и своему поведению критически и адекватно. Если же он не понимает, что, например, отобрав или сломав чужую игрушку, он совершил нечто предосудительное, вы должны серьезно задуматься. Возможно, воспитывая ребенка, вы так боялись огорчить его сообщением о том, что он в чем-то не прав, что теперь малыш вообще не готов признавать этого, совершая поступки.