Раньше таких детей зачисляли в лентяи и двоечники. И невдомек было учителям и родителям, что причина их неуспеваемости – болезнь, не позволяющая ребенку бегло читать
История, которую рассказала мама Максима Виктория Коваленко, доказательство того, что, страдая дислексией, можно стать успешным, считает наш эксперт – врач-невролог Елизавета Меланченко. Великий молчун
Я родила Максима в двадцать три. У меня рано пропало молоко, и моя мама предложила: «Иди-ка на работу, а с внуком я справлюсь сама. Какая разница, кто будет из бутылочки кормить?» Так что сына я почти не видела, только по выходным да иногда вечерами, если он еще не спал.
Макс рос спокойным и смышленым пареньком. Прекрасно занимал себя сам: отлично рисовал, неплохо лепил из пластилина и мог сидеть за этими занятиями часами. Одна беда: во дворе все сверстники Максима уже бойко лепетали, а наш молчал.
Комментарий специалиста: Если ребенок не говорит, надо всеми возможными способами побуждать его осваивать речь. Например, он тянется к чашке с соком или за яблоком. Не давайте ему лакомство сразу, пусть сначала попытается попросить.
Показывая ему предметы, четко и разборчиво называйте их, просите повторить. Детям с дислексией надо развивать мелкую моторику рук: собирать конструктор с мелкими деталями, вырезать и клеить, лепить, плести из проволоки или цветных шнурков.
К детям, в коллектив!
Говорить сын начал лишь к трем с половиной годам. Но разобрать его речь было трудно. Мы-то к ней привыкли, а вот дети во дворе его не понимали.
Как-то мы всей семьей поехали к друзьям на дачу. Их дочка Маша, ровесница нашего Макса, болтала без умолку, наш же сидел рядом со мной букой и растормошить его было невозможно. Контраст был разительным. И мы с мужем, невзирая на бурные протесты бабушки, решили отдать сына в детский сад.
Комментарий специалиста: К сожалению, диагноз «дислексия», то есть нарушение способности детей с нормальным интеллектом к овладению навыками чтения и письма, ставят сегодня все чаще. Самый заметный дефект – малыш не выговаривает звук Р, замещая его на Л. Но редко кто из родителей обращает внимание на то, что ребенок плохо произносит шипящие, путает близкие по звучанию звуки М-Н или шипящие Щ-Ч меняет на свистящие Ц-С. Нередко это связано с нарушением слухового восприятия у самих взрослых. Соответственно дети таких родителей вовремя не попадают к логопеду.
Даже если вы только сомневаетесь, все ли в порядке у ребенка с речью, стоит показать его логопеду.
Помощь логопеда
Нас сразу определили в логопедическую группу. На удивление, занятия дали хорошие результаты. Мы тоже взялись за Макса. Занимались с ним по логопедической азбуке, делали упражнения для мышц языка и улучшения артикуляции, по дороге в сад учили песни и стихи. И хотя в багаже сына слов было не густо, речевые проблемы в основном удалось решить.
В школе сначала все шло хорошо, но затем Макс стал заметно отставать. Главные проблемы возникали при чтении и пересказе. Когда тексты были по полстраницы, он с ними успешно справлялся, но на больших объемах парень начинал буксовать.
На наше счастье, мы попали к замечательной учительнице. Она давала Максиму особые задания, часто занималась с ним после уроков, подтягивая по чтению и письму. Иногда мы с ней встречались, чтобы выработать единый план действий. Так общими стараниями мы закончили четвертый класс.
Комментарий специалиста: Когда дошкольник не выговаривает добрую половину букв алфавита, положение не столь критично для общения: все малыши плохо говорят, но как-то друг друга понимают. Детям постарше сложно адаптироваться в школе даже с незначительными речевыми нарушениями. Это сильно мешает учебе.
Самые распространенные ошибки у них – оптические описки (зеркальное написание Я–R), пропуски гласных и согласных (скамейка – камейка, паровоз – парвоз), добавление и перестановка звуков (лопата – лотапа)… Чем тяжелее дислексия, тем многочисленнее и разнообразнее оплошности.
Нарушается понимание прочитанного как на уровне отдельного слова, так и всего текста. Слова заменяются похожими (вылетел – влетел), существительные и прилагательные не согласовываются друг с другом, «хромают» падежи.
Очередная попытка
В пятом классе – новая напасть. На родительском собрании выяснилось, что сыном недовольна англичанка, а учительница по русскому, состроив скорбную мину, просто молча положила передо мной его тетрадку с последними диктантами. А там – все красное от замечаний, хоть плачь! Мы пробовали зазубривать слова, писали их по сто раз, но через несколько дней сын опять спотыкался на них же, делая самые нелепые ошибки. Например, вместо «колбаса» писал «калваса», постоянно путал парные согласные…
Выход подсказала школьный психолог. Она убедила нас снова обратиться к логопеду. И вот в свои 12 лет Макс опять идет на занятия в коррекционный центр и безумно стесняется этого. «Там, – говорит, – одни только малявки, и тексты заданий – такие же дебильные. Про зайчиков и белочек». Несмотря ни на что, желание победить свои проблемы у него было очень сильное. Он подолгу стоял перед зеркалом и выговаривал разные звуки.
Комментарий специалиста: К сожалению, благополучно разрешившиеся в раннем возрасте проблемы могут вернуться. Очень часто срыв возникает на фоне резко возрастающего объема заданий. Дело в том, что дислексикам сложно подстраиваться под общий темп обучения, ведь обычно в минимально короткое время надо усвоить задание, прочитать, осмыслить и запомнить текст, найти требуемые решения. Им для этого может понадобиться несколько попыток. Ведь у дислексика центры в мозге, управляющие языком, слухом и зрением, действуют рассогласованно, как лебедь, рак и щука: мозг не понимает того, что видит глаз, а язык не поворачивается это сказать.
Методики коррекции для четырнадцатилетних, по сути, такие же, что и для четырехлетних: упражнения по развитию речевых навыков, концентрации внимания, совершенствованию звукового анализатора. Логопедам, работающим в основном с маленькими детьми, действительно, бывает сложно подстроиться под подростков: их учебные пособия рассчитаны на детсадовский и младший школьный возраст.
Хорошее подспорье в обучении – аудиокниги. Школьник одновременно читает текст и слушает его же в наушниках, за счет подключения разных органов чувств восприятие текста происходит быстрее.
Как говорят ремесла?
Больших результатов от посещения коррекционного центра мы не ожидали, и все же он помог нам справиться со сложностями. И тем не менее требовалось придумать что-то иное, найти рычаги, способные поднять его самооценку и заставить поверить в себя. Поэтому я отдала сына заниматься тем, что всегда у него получалось лучше всего – лепить и рисовать. Так мы оказались в художественной студии. На эти занятия он просто бежал сломя голову. И не мудрено: там он был лучшим, даже несмотря на то, что многие дети были на несколько лет старше.
Сейчас Максим учится в художественном училище на столяра-краснодеревщика и школу вспоминает как страшный сон. Проблемы с речью стали не такимизаметными, а писать ему почти не приходится.
Комментарий специалиста: Для таких детей очень важно найти свое место в жизни. Краснодеревщик – отличная профессия для дислексика.
А вообще дислексия – не приговор. Она не имеет никакого отношения к умственным способностям человека.
Достаточно вспомнить, что нарушения речи были у многих знаменитых людей: у Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Агаты Кристи, Уолта Диснея, Пабло Пикассо, Томаса Эдиссона, Генри Форда, Джона Леннона. Дислексиками были и такие политики, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, экс-президенты США отец и сын Буши. Популярные актеры Харрисон Форд, Вупи Голдберг, Энтони Хопкинс, музыкант Оззи Осборн, кинорежиссер Стивен Спилберг… Список этот можно продолжать и продолжать.
Автор: Анна Гришунина